Главная / Пресса о нас

Интервью с Олегом Карлсоном

Интервью с Олегом Карлсоном
12 Сентября 2012 |

«Проблемы всех наших мегаполисов имеют один корень. Почти все они спроектированы в советское время, с определенной философией».

Компания ООО «АСБ Карлсон & К» работает в сфере проектирования и строительства жилых и общественных зданий с 1991 года. За это время компанией было выполнено и реализовано более 200 различных проектов. Основным направлением фирмы является проектирование и строительство загородных домов, вилл, резиденций. Фирма имеет большой опыт в данной сфере, а специалисты высокий профессиональный уровень, позволяющий реализовать идеи различной сложности, применять нестандартные решения.

В России на цену жилья влияет не столько архитектура, сколько расположение (центр города для квартир, экологичный пригород для домов); соседство (престижно жить вместе с видными бизнесменами и крупными чиновниками); инфраструктура дома (вплоть до наличия собственной клининговой компании). В связи с этим, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Насколько это соответствует европейскому подходу?

В любой стране существуют анклавы, где расположение участка в ценообразовании превалирует над технико-техническими показателями.

2. Знакомы ли вы с архитектурой российских городов-миллионников, в частности в Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Челябинске. Как бы вы ее охарактеризовали?

Были в нескольких городах - очень понравилось в нижнем Новгороде – центр просто здорово! Идет реставрация, новые дома сделаны не просто хорошо, а талантливо! В Ростове-на-Дону также очень много реставрируемых объектов в центре города. Интенсивно застраиваются спальные районы, стоятся значимые объекты - стадион на 7000 мест, активно развиваются и близ лежащие города.

3. Что вы думаете об облике российских мегаполисов в целом?

Срабатывает инстинкт самосохранения – всегда идешь смотреть город в его старой части, где сохранилась историческая среда и как правило не разочаровываешься – дальше начинаются проблемы одинаковые для всех городов – потеря своего «лица»своей индивидуальности.

Проблемы всех наших мегаполисов имеют один корень. Почти все они спроектированы в советское время, с определенной философией. Сейчас идёт переформатирования «ковровой» плановой застройки в коммерческую. К тому же 99% жилья, оставшегося нам в наследство, очень скромного эконом класса. Сейчас, как раз, идёт формирования нового класса жилья и новых «зон притяжения». Мы восполняем то, что в Европе сложилось и сохранялось веками. Причудливость форм этого процесса в нашем Отечестве, можно объяснить повышенным запросом на роскошь и статус, сложившемся в обществе. И не пониманием значимости архитектора в воплощении проекта. Заказчику важно представить нечто вечное, стабильное, в изменчивом мире. В его понимании, это классика, то есть, некоторый противоречивый винегрет из образов – карнизы, колоны, портик. И этот фарш, посредством непрофессиональных архитекторов, воплощается в реальности за огромные деньги.

4. Можете ли вы привести примеры удачной с архитектурной точки зрения жилой застройки в России?

Ответ на этот вопрос тема для диссертации. Позитива в жизни гораздо больше. Возьму только то, что окружает наш «Посёлок Сокол (Художников)» -«Ленинградка» с домами Алабяна, за мостом жилой комплекс «Маршал» - Михаила Филиппова, из нашего двора виден «Триумф-палас» Андрея Трофимова, немного дальше по «Ленинградке» жилой комплекс Михаила Плоткина и т.д.

5. Оцените соотношение цены предложенных объектов с их архитектурным стилем и внутренним обустройством.

Архитектурный стиль на цену проекта не влияет. Стиль это 10%, творческая часть проекта. Остальные 90% это техника со своей себестоимостью. Тут уместна аналогия с автомобилем. Кузов – это стиль, а вся внутрянка - техника. Покупая автомобиль премиум класса, платишь не только за его внешний вид.

6. Какие из представленных объектов соответствуют европейскому стилю архитектуры?

Представленные дома, увы, не соответствуют никакому стилю. К сожалению, таких домов порядка 90% хоть на Рублёвке, хоть в Комарово, хоть где. Впечатление, что заказчик все деньги «вбухал» в статусное место, а проект купил типовой за 700$.

Всё это типовые коттеджи, на которые «насадили» псевдоклассические фасады в свободной очерёдности и организовали в интерьерах хранилище ценных пород камня и дерева. Так называемый в народе «стиль с башенками», характерный для 90х годов. Груды мрамора, в помещениях с потолками в 2,7 метра. Тот случай, когда не знающие основных принципов стиля, люди принялись проектировать классику, Заказчику, стремящемуся в первую очередь удовлетворить запрос на статус, а не на архитектуру. В этом и заключается основное отличие от западной практики. Там, если строят дом 300 м2, то выбирают адекватный стиль, современный или лёгкий историзм.

7. Какой процент в стоимости европейского дорогого дома составляют расходы на услуги архитектурных компаний? Какие факторы принимают во внимание архитекторы, разрабатывая проект застройки в центре крупного европейского города?

Известный и опытный архитектор может не только сделать здание более качественным, но и повысить динамику продаж и инвестиционную привлекательность проекта.

Стоимость проекта, как и во всём мире, колеблется от 7-15% от стоимости строительства, в зависимости от конкретной страны. Так, в Германии, расценки на проектирования частного жилья минимальны, а в Голландии высоки. Работая с исторической структурой города, любой профессиональный архитектор, любой национальности должен руководствоваться схожими тезисами. Деликатность, практичность, социальность. И главное, чем страдают отечественные мегаполисы, сохранение собственной аутентичности. У нас, в угоду капиталам, вырубаются исторические центры, а на их место приходят железобетонные муляжи.

8. Какие критерии влияют на стоимость жилья в Европе? Какие дома самые дорогие – новые с современной архитектурой и инфраструктурой или исторические с богатым прошлым, характерной для прошлых веков архитектурой? Что больше ценят европейцы: современность или историю?

Тут всё очень субъективно. В Стокгольме, шведы, разрушили часть старого города, и на его месте построили современный, удобный и практичный, но не красивый. Во Франции престижно жить в исторической среде. В Голландии, внутри старинных замков строят современные посёлки со всеми удобствами. Нет никакого конфликта между традицией и новацией. Всё зависит от ментальности.

9. Насколько в элитных домах важно архитектурное решение, а насколько практичность?

Практичность, одна из составляющих, архитектурных решений, на ровне с качеством и стилем. Задача архитектора, объединить эти части в целое. В этом он отличается от декоратора, дизайнера или строителя.

10. Где должно возводиться дорогое жилье: в центре или на окраине города?

Новое жильё, как практикуется и в Европе, должно строиться на новых площадках. Должны складываться новые пространства, а не постоянно дробиться существующие. Допустимо деликатно дополнять исторический центр, работать в его контексте. Но массовая современная экспансия, ведёт нас к тому, что посреди, скажем деревянного двухэтажного исторического центра, торчат нелепые, массивные новообразования непонятного характера.

11. Цена самого дорогого объекта из нашего списка достигает 4 млн. евро. Вы считаете, это дорого за предложенные дома или нормально? Какое жилье за эти деньги можно купить в Европе?

Для элитного жилья цена выглядит адекватной. Другой вопрос, что представленная архитектура ей не соответствует, её тут попросту нет. За эти деньги можно купить дом с видом на Сену или в худшем случае на Влтаву.., можно было бы построить хороший выдержанный в стиле дом. В Европе, за эти деньги можно купить средневековую виллу в Черногории, дом в стиле Ар-нуво под Брюсселем или модернистский особняк в пригородах Парижа.

12. В Свердловской области принята классификация элитного жилья. Существуют ли аналогичные нормы в Европе? Каким критериям должно отвечать жилье в Европе, чтобы попасть в категорию элитного?

Критерии за сотни и сотни лет не менялись и не поменяются НИКОГДА – ПОЛЬЗА, ПРОЧНОСТЬ, КРАСОТА!!!

текст: Илья Литвинов

Возврат к списку публикаций