Главная / Пресса о нас

Три дома Олега Карлсона, или Форма, продиктованная сутью

Три дома Олега Карлсона, или Форма, продиктованная сутью
1 Марта 2011 |

Среди причин, по которым люди предпочитают загородную жизнь, не последнее место занимает безликая типовая застройка мегаполиса – среда, в которой человеку априори неуютно. Участок земли и полная свобода творчества дают возможность осуществить мечту о гармонии. Однако даже элитные поселки в своем большинстве встречают сооружениями сколь претенциозными, столь и безвкусными.

Без учета среды, истории места, без понимания потребностей заказчика (а он, как правило, не может четко сформулировать свое представление об идеале) результат всегда будет плачевным, считает известный архитектор, автор множества реализованных домов и загородных резиденций Олег Карлсон. Приемы, которые позволяют достичь гармонии, выработаны веками, стоит немного сместить акценты, и постройка получит индивидуальность, соответствующую месту и стилю жизни, – правда, если не преобладают амбиции, желание сэкономить и банальный непрофессионализм.

Однажды к архитектору обратились два заказчика, имеющих по соседству участки в деревнях Хлюпино и Захарово. Пожелания были идентичными: что площадь домов, что планировка, что материал конструкций. Но в процессе работы проекты разошлись радикально. Дом в Хлюпино как бы вырастает из ландшафта: он гармоничен природе и окрестным постройкам. Просторная двусветная гостиная-столовая с камином и зимним садом делает условной границу между домом и участком. Мансардный этаж подчеркивает единую доминанту. При этом стиль дома современный, тяготеющий к конструктивизму.

Захарово – деревня с богатой историей: здесь прошло детство Пушкина, усадебный парк и запруда формируют ландшафт. Соответствующим было и решение дома – в классическом усадебном стиле начала XIX века. Строгий портик с колоннами, лаконичное членение фасада, симметричная планировка. Второй этаж полноценный, что опять же соответствует традиции. Однако внутри дом столь же светлый и удобный, он также тяготеет к гармонии с природой. Его планировка минимально отличается от хлюпинского «брата» – лишь индивидуальными предпочтениями владельцев.

Работа над этими проектами для архитектора совпала по времени с возведением усадьбы «Модерн» в Жуковке. Там возникла потребность в отдельном домике для дочери хозяев, любящей японский стиль. И отработанная на двух объектах модульная сетка вновь оказалась востребованной. Большая двусветная гостиная дополнена кухней и холлом с внутридомовой лестницей, имеет крестообразную форму в плане. К холлу с одной стороны примыкает изолированная спальня, с другой – блок технических помещений. По периметру стены обрамляет широкая терраса. Помещения второго этажа сгруппированы вокруг холла. Это гостиная, отделенная легкими перегородками от кабинета с одной стороны и спальни – с другой. Плюс гардеробная и просторная ванная с естественным освещением. Современные технологии строительства дополнены обаянием Востока, которое продолжается в малых архитектурных формах – стилизованной беседке и декоративном мостике через ручей. Несмотря на внешние различия, все три дома имеют единую конструктивную схему с размером в плане 8 х 12 м и стандартным модулем 4 х 4 м. В качестве основного строительного материала везде использован клееный брус – прочный, долговечный, требующий минимальных усилий при строительстве, отделке и обслуживании в процессе эксплуатации. Результат – комфортный, экологически чистый дом, идеальный для владельцев и гармоничный ландшафту. Но максимальный эффект достигается не какими-то изысками, а благодаря мастерскому владению природой архитектуры.

Олег Карлсон убежден, что деление архитектуры на современную и классическую вообще неверно по сути. Качественный проект, в каком бы стиле он не был воплощен, имеет шанс стать со временем классикой. С другой стороны, если проект неудачный изначально, никакой набор аксессуаров его не спасет. Ведь жить человеку предстоит в доме, который имеет фасад, планировку, ландшафт, соразмерность человеку, единство формы и сути, а не среди колонн, тяготеющих к тому или иному ордеру.
текст: Павел Рожин

Возврат к списку публикаций